Идет загрузка

Облако тегов

Главная страница Графические модернисты

Альфонс МУХА (Alphonse Maria Mucha) (1860-1939)

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице.
В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на третий курс и после двух лет занятий отправился завершать свое образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена. Во французской столице он вынужден был ради заработка иллюстрировать модные журналы и другие периодические издания. Но он не прекращал обучение и совершенствование своего таланта.

Альфонс Муха достиг первого успеха в 1894 году, выполнив литографию афиши Сары Бернар и Театра Ренессанс. С ним был заключен шестилетний контракт. В этот же период Альфонс Муха оформляет спектакли и участвует в создании костюмов.
Используя собственную технологию выполнения цветных литографий, Альфонс Муха создает множество рекламных афиш шампанского, мыла, сладостей, ликеров и других товаров для разных заказчиков. Творчество Альфонса Мухи повлияло на тенденции развития символизма. Важную роль здесь сыграли созданные им с 1896 по 1902 год декоративные панно, почти обязательно включавшие романтические изображения грациозных девушек и женщин. Роковые женские фигуры, часто аллегорические, в фантастических костюмах, среди декоративных драпировок, с роскошными шапками прекрасных волос - характерный признак работ Альфонса Мухи.

Анри де ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (Henri De Tolouse-Lautrec) (1864-1901)

Анри де Тулуз-Лотрек, современник Сезанна, Ван Гога и Гогена, знаменитый французский художник и график, по праву считается одним из основателей и выдающимся мастером искусства плаката и афиши.
В целом для его творчества характерно своеобразное развитие и видоизменение традиций искусства Дега и отчасти Э.Мане в сторону всё большего подчёркивания моментов экспрессии образа, доходящей почти до гротеска нервной динамики формы.
Основным способом этой смелой и экспрессивной передачи визуальных ощущений является его дерзкая, энергичная линия, с магической силой, выхватывающая мгновения из водоворота ночного Монмартра и заставляющая их жить. «Лотрек превосходно владеет линией, справляясь с ней с необычайной уверенностью. Он легко изгибает её по повелению момента - эти изгибы остроумны, элегантны, печальны. И они всегда декоративны». Так писал о творчестве Тулуз-Лотрека его современник, художественный критик Франц Журден. Именно эта декоративность линии нагляднее всего позволяет проследить связь творчества Тулуз-Лотрека в прикладном искусстве (в частности, в искусстве плаката) с движением Арт Нуво.

Обращение Тулуз-Лотрека к графике и в частности к плакату (им создано около 30 плакатов) закономерно: тяга к монументализации образа, свободный рисунок, стремительные ритмы, динамика и ассиметрия композиции, контрастные сочетания локальных цветовых пятен – всё это порождало особую экспрессию форм, которым становилось тесно в рамках станкового искусства.

Плакаты Лотрека сразу же поражают почти произвольной игрой масштабов, утрированием пространственного элемента. Он работает яркими локальными цветовыми пятнами и при этом усиленно подчёркивает перспективные сокращения, отчего в каждой его афише как бы борются пространственные и аппликационные начала. Но ведущим формирующим элементом всегда оказывается линия, определяющая предельную выразительность контуров, причём художник очень тонко использует созвучие этих контуров, линий, силуэтов.
В каждой из его афиш поражает композиция, где ритмические противопоставления и линейные повторы чередуются так, что в листе не оказывается ни одной второстепенной детали. В целях усиления динамического начала Тулуз-Лотрек вводит в свои листы некоторые принципы японского эстампа: подчёркнутую ассиметрию, любовь к профильным формам, выделенность фрагмента.

Обри Винсент БЕРДСЛИ (Beardsley Aubrey Vincent) (1872-1898)

Бердсли более всего известен как иллюстратор книг Оскара Уайльда, но ему принадлежат и иллюстрации ко многим другим произведениям, от древнегреческой драмы до стихов Александра Попа. Литературные образы в его интерпретации выглядят очень субъективными, подчас болезненно-гротескными.

Бердсли родился 24 августа 1872 в Брайтоне, он не получил серьезной профессиональной подготовки и осваивал азы художественного мастерства, копируя произведения старых мастеров. К 1895 его стиль уже можно считать сформировавшимся: для него характерна волнообразная твердая линия рисунка, разграничивающая пятна черного и белого цветов, полутона и фактура предметов передаются с помощью перекрестной штриховки и гравировки пунктиром. Этот манерно-изысканный стиль, идеально соответствовавший литературным пристрастиям Бердсли, сделал его ведущей фигурой искусства стиля модерн.
Первый крупный заказ Бердсли - иллюстрации к изданию романа Смерть короля артура Томаса Мэлори (1892). Мировую известность художнику принесли эротические рисунки к Саломее Оскара Уайльда, созданные четыре года спустя.

Для некоторых книг Бердсли помимо иллюстраций разрабатывал макет, титульный лист, форзацы и рисунок обложки. В числе изданий, оформленных им почти целиком, были книги, опубликованные его другом Леонардом смитерсом: Лисистрата (1896), Похищение локона (1896), Мадемуазель Мопен (1898).

Во Франции активно развивается такая форма Арт Нуво, как плакат. В связи с прогрессом в области печати и рекламы он становится наиболее доступным для публичного обозрения выразительным средством. К концу 19 века складывается специфика плаката как особой формы искусства. Возникновение подлинного плаката именно в эту эпоху безусловно связано с ростом капитализма, развитием промышленности и коммерции.

Плакат имеет, конечно же, свою предысторию. Первыми, далёкими предками плакатов являются так называемые «alba» – объявления или извещения, которые, наподобие наших столбов или экранов, ставились на самых оживлённых улицах Рима, Александрии и даже Помпей. В средние века этот обычай исчезает и начинает возрождаться только с расцветом городской культуры. Первые стимулы для возникновения таких объявлений – предшественников плаката – исходят от печатников и торговцев книг, извещавших о подготовке и выходе в свет новой книги. Эту идею подхватывают другие предприниматели – так появляются сообщения о новых товарах, различного рода торжествах, представлениях, об открытии нового театра или выставки. Но это преимущественно небольшие карточки, в которых иллюстрация играет вспомогательную роль и выполняется в основном в технике офорта или резной гравюры.

Первый идейный и стилистический перелом в искусстве плаката происходит в 20-х годах 19 века и связан с изобретением литографии, плоской гравюры на камне. Эта техника, благодаря своей простоте и выразительности, быстро стала языком масс, репродукционным средством, широко используемым для практических, ремесленных целей. Технически литография позволила увеличить размеры плаката, сделать его сильней, завлекательней. В 60-е годы 19 века хромолитография позволяет уже создавать красочные плакаты. Эта возможность сразу привлекает многих живописцев, появляются плакаты художественных выставок. Однако подлинный плакатный стиль удаётся найти не сразу. Он зарождается и достигает своего расцвета в Париже, на Монмартре. Авторы этих цветных литографий, извещающих о появлении новой кафешантанной звезды, о новой мелодраме, о новых духах, - Шере, Альфонс Муха и Тулуз-Лотрек. Жюль Шере, основатель искусства афиши, впервые начал печатать большие листы с нескольких камней, сопоставляя открытые чёрные пятна различных цветов, часто заключая их в чёрный контур, всё время заботясь о ритмичности и выразительности композиции. Именно ему больше всего обязан Тулуз-Лотрек.